Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Вместе со всеми общеобразовательными организациями России с 1 сентября 2015 года в МБОУ «СОШ № 30» начался процесс внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - Стандарта).
В чём новизна подхода к обучению по новым Стандартам?
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся (переход от классно - урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №30», программой целевого раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30» разработано Положение по защите индивидуального проекта обучающимися, которое утверждено 31.08.2015 приказом № 115. В соответствии с данным Положением осуществляется работа над проектом.
Индивидуальный проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и /или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Защита индивидуального проекта – основная процедура оценки достижения метапредметных результатов, обязательная составляющая системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений МБОУ «СОШ №30».
Выполнение проекта обязательно для всех обучающихся 5-х классов.
Руководителем проекта может быть как педагог МБОУ «СОШ №30», так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего. Родители (законные представители) также могут оказывать помощь своему ребенку в работе над проектом.
С 5-го класса введен учебный предмет «Информатика». Данный предмет преподают учителя первой квалификационной категории Бичук Л.Ф. и Михеева А.С. В рамках данного предмета с октября обучающиеся учатся работать в программе MS Word (набирают текст, редактируют и форматируют его). С января изучается программа MS PowerPoint (создание презентаций, их оформление). Всё это позволяет детям осуществлять работу над проектом.
В МБОУ «СОШ № 30» организована работа по защите проектов:
а) на школьной учебно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»;
б) на фестивалях (конкурсах) проектов, проводимых в школе;
в) в рамках проведения Дня открытых дверей школы;
г) во время специально организованных дней защиты проектов.
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий:
• самостоятельно ставить учебные цели;
• проектировать пути их реализации;
• контролировать и оценивать свои достижения.